Дзогчен как источник великой мудрости

9MCdNtKwcfMКак дождь, туман, снег и град — это естественные составляющие природных процессов, так и дзогчен можно назвать естественной составляющей любой духовной практики.

Строго говоря, дзогчен нельзя назвать учением. Это предназначение каждого живого существа, в какой бы форме жизни оно не находилось. Дзогчен также, конечно, и не секта. Отношение дзогчен к тибетской практике условно, так как по своей природе «чистого совершенства» оно не имеет начала и конца.
Дзогчен позволяет раскрыть истинную ценность учения, его глубину и смысл, при этом не переходить в другую культуру или конфессию, перестать быть русским или американцем и стать тибетцем. Дзогчен позволяет сделать любое учение, любой духовной традиции, живым, по-настоящему прочувствовать его, понять свое предназначение, убрать все, что мешает нам увидеть самих себя в истинном свете.
Согласно практике дзогчен, необходимо убрать все навязанные упадхи (отождествления), к которым мы привыкли, как к старой рубашке.
Учение дзогчен – это своеобразная передача сознания, пробуждение спящего разума, возможность осветить самого себя изнутри, а не пытаться увидеть себя снаружи; увидеть истинную суть и глубину своего внутреннего мира, из чего на самом деле он состоит.
Если придерживаться тибетской традиции, то практика дзогчена распространялась через две основные школы – нингмапа и бон. Но, скорее всего, учение дзогчен, как состояние совершенства пришло в Тибет благодаря просветленным буддийским пандитам Индии. Царь Трисонг Дэцен (790-844 гг. н.э.) пригласил их в свое царство. Официальное введение буддизма в Тибете заслуга Дэцена.
Дзогчен вошел в учение последователей школы нигмапа по цепи ученической преемственности, начиная с Гараб Додже. Идею привнести дзогчен и распространить его по всему Тибету, предложил Падмасабхава, величайший из мастеров тантрического знания.

«Тантра» означает — продолжительность

В практическом учении тантры объясняется энергия изначального состояния, и она проявляет себя беспрерывно. Мандала является основным элементом тантры. Мандала будто мгновенным снимок, сделанный в мгновение чистого проявления божества. В центральной части мандалы находится некое божество, олицетворяющее собой какой-то элемент пространства. Облик божества бывает не совсем человеческим и все проявления таких божеств нисходят из Самбхогакайи – это измерение, которое находится вне пределов материального мира.
Суть таинства тантрийского учения дзогчен состоит в последовательной визуализации мандалы, начиная с первого слога божества и слогов четырех элементов; затем читается мантра этого божества и визуализация переходит уже на другой уровень – преобразование в это божество. На этой стадии практикующий развивает свою способность контролировать ум и способность к визуализации, доводя ее до максимально возможной.
На завершающем этапе визуализируется внутренняя мандала нади и чакр, а также на слогах мантры, которые «вращаются» непрерывно. В итоге происходит воссоединение внутренней и внешней мандалы.
Чистое видение становится неотъемлемой частью сознания и ясности практикующего.
Очень важным элементом в практике дзогчен – это передача знания. Учителя и ученика связывают прочные мистические узы. Учитель – это дорога знания, дорога достижения преображения и, в конечном счете, полной реализации ученика. Состояние чистого сознания передается прямым путем, устно и при помощи символов. Метод подбирается индивидуально по способностям и склонностям ученика. Устная передача – это объяснение пути приобретения понимания своей природы, включающее теоретическое знание и практические методы, позволяющие приобщиться к чистому знанию.
Символический тип передачи знания изначального состояния основан на примерах через предметы, такие как кристалл, зеркало, также используются примеры жизни великих мастеров, притчи и загадки.
Прямой способ передачи учения дзогчен основан на мистическом объединении сознания самого учителя с сознанием ученика. Часто этот способ связан с самоотречением и испытаниями, благодаря которым ученик приходит к просветленному состоянию и готовности прямого получения знания.
Учителей дзогчен может быть много, но Коренной учитель, открывающий врата к совершенству, только один и поэтому он особенный.
Тайная космология дзогчен последовательно раскрывает знание о зарождении и развитии макро-вселенной окружающего мира и микро-вселенной каждой личности; описывает эволюцию живого существа с позиции самсары – вечно вращающегося круга рождения и смерти из-за которого и существуют все материальные вселенные. Буддисты относят вопрос сотворения к непроявленным и неопределенным вопросам. Говорится, что даже Будда хранил молчание, когда его спрашивали об этом.
Когда полностью преодолевается двойственность восприятия, можно войти в чистое состояние сознания и ощутить собственную природу вечности, знания и блаженства. Эти качества также неотделимы от нас, как от огня невозможно отделить способность греть и светить. Это наша извечная и изначальная природа, которая может быть скрыта, как солнце скрывается облаками. Но стоит разогнать все облака, как пред нами предстает высшее совершенство.

(+1 рейтинг, 1 голос)

Оставить свою реплику

Метки:

Рубрика: Буддизм

Мнение эксперта