Эффект Барнума

article4535

Данный феномен- это вера человека в то, что тексты гороскопа и всяческих тестов результаты которых написаны для каждого индивидуально. Эти тексты настолько обобщены, что каждый находит в описании себя.

Назван он в честь знаменитого манипулятора Финеаса Барнума.

Что создает этот эффект?

  1. Индивид верит, что произведение подходит только ему одному.
  2. Слишком неточная обобщенная характеристика, которую с легкостью можно применить на каждого.
  3. Авторитет источника.
  4. В тексте только положительные характеристики или позитивно обыгранные негативные.

Эффект получил популярность благодаря интернету. Каждый имеет сильный интерес к своей персоне. Большая часть населения верит в гороскопы, которые наполнены данными текстами.

С чего все началось

Второе название у этого феномена — эффект Форера. Он провел эксперимент на студентах. Они тест и получили все одинаковое описание из гороскопа, как итог. После каждый оценил описание и оценка составляла 4,26.

Остальные ученые повторяли этот эксперимент и результат был одинаковый.

Однажды французский исследователь разрекламировал через газету себя, как астролога. Заказчикам выдали тот текст, который использовал Форер. Около 200 человек выразили ему благодарность в письмах за настолько точный гороскоп.

Росс Стагнер, провел свое исследование.. Около 68 его рабочих прошли психологический тест и им зачитали каждому описание, якобы основываясь на ответы теста. В тексте использовались предложения из гороскопов. Добровольцев попросили оценить, насколько подходит характеристика. 40% подтвердили точность описания, 30% сказали, что довольно точно.

Роберт Тревен, австралийский профессор, преподающий психологию любит начинать курс психологии у первокурсников таким образом: учащиеся пишут сны, проходят тест Роршара. Преподаватель каждому дает одно и то же описание. Они заявляют, что анализ правильный и тогда тот просит посмотреть на характеристики остальных.

Данный феномен никак не имеет влияния на астрологов и психологов.

Интересный факт

Один исследователь установил, что самые счастливые клиенты те, у кого требовали дат, время и место рождения. А также он зафиксировал, что чем больше позитивных качеств присутствует в характеристике, тем более достоверной она кажется клиенту. Если больше было негативных аспектов, то человек говорил, что результат неправильное.

Люди, которые больше верили в данные описания, как правило были не особо довольны жизнью, страдали тревожностью, желающие забыть негативные моменты жизни и неуверенность.

Этот эффект можно сравнить с плацебо. Если такой способ используется в благих целях, в этом нет ничего хорошего. С его помощью можно заставить человека верить в себя.

 

бесполезнополезно

Оставить свою реплику

Рубрика: Новости

Мнение эксперта