Мнемотехника: развитие памяти

0_86bfc_5a86e1f5_LХорошая память? Парадоксальные явления. Как много имён своих знакомых Вы знаете и с первого раза ли Вы запоминаете их имена. Чтобы быстро закрепить имя в памяти, достаточно создать с этим человеком легко запоминающуюся ассоциацию. Парадокс в том, что просто имя не запоминается, а вот образ и даёт ключ к информации в памяти.

А как Вам, к примеру, это? Сверхспособности? Требования работодателя к работнику в одном из журналов:

  • владение двух иностранных языков: французского и английского в совершенстве;
  • набор текстов на клавиатуре, не просто быстрый, а с рекордной скоростью;
  • знание и ведение бухгалтерского учёта;
  • основы законодательства;
  • умение верстать книги и журналы;
  • работать в интернете;
  • обрабатывать изображения в нескольких программах;
  • делать несложную мультипликацию.

Как можно уметь всё это? Магия? И как добиться подобных результатов в кратчайшие сроки?

Память устроена таким образом, что все, что мы видим, чувствуем и слышим – мы отбрасываем после короткого промежутка времени, не запомнив ничего. Но если Вы ранее сталкивались с определёнными объектами, которые своим видом несут смысловую связь (объект и ощущения), именно это Вы и запомните лучше всего, на отмену от объекта не связанного с каким либо действием. Не то это музыка или весёлая картинка, то есть любой объект, связанный с образным мышлением.

Мнемотехника или ассоциативный ряд

Мнемотехника – это искусство, которое включает в себя вполне естественные механизмы запоминания любого вида информации, путём построения ассоциативного ряда, причём на какой срок запоминать ту или иную информацию, остаётся на Ваше усмотрение.
Исходя из того, что слово происходит от греческого языка и его придумал Пифагор, то можно только представить, сколько лет данному искусству. Изначально мнемотехнику относили к риторике, для запоминания длинных публичных речей.
Мозг – это своего рода генератор информации. Мы не запоминаем слова «ложка», «тарелка». Мы запоминаем их связь между собой. «Солнце в небе среди туч» — услышав это, в нашей голове, словно промелькнула логическая последовательность между объектами в предложении.  Научно доказанный факт, что головной мозг человека запоминает только связи. Если рассмотреть на конкретном примере то  запомнить телефон с первого раза Вам не удастся без систематических повторений, а к примеру связь между объектами, явлениями или событиями – это вполне возможно.

Кому же нужна мнемотехника?

Школьниками усваивается недостаточно информации, так как каждый день многочисленное количество предметов, такое же количество домашних заданий и если бы каждый учащийся всё выполнял, то информация уходила бы после первого часа урока. И виной всему не всегда неспособные ученики, а и учителя без специальной методики преподавания, именно они должны посещать семинары, на которых и получать те знания, благодаря которым им удастся построить цепочку ассоциаций в голове каждого ученика. Ведь вспомните себя, было ли Вам интересно, когда преподаватель всё время подсматривал в конспект. А с помощью такого искусства, как мнемотехника развитие памяти, учителям не придется перечитывать конспект, они его запомнят после систематических повторений базированных на образном мышлении.

Мнемотехники, приемы запоминания

Переходим к рассмотрению мнемотехники приёмов запоминания.

  • Приём Цепочка. Суть приёма состоит в том, что необходимо связать первый образовавшийся образ с остальными последующими. Вы концентрируете внимание на первом образе, после переводите внимание на второй мысленно, оставив первый образ слева и таким образом последующие. Данный приём используется для знаний, которые могут пригодиться через долгое время, так как, вспомнив хотя бы один образ из цепочки, Вы вспоминаете всю связь и отдельно каждый образ с его содержанием.
  • Приём Матрёшек.  Приём известен как, наложение образа на образ. Тщательно сконцентрировав внимание на первом, связываем его со вторым. Мысленно увеличив второй образ, связываем его с третьим, а третий увеличив, связываем с четвёртым, таким образом можно запоминать информацию в определённой последовательности.
  • Приём кодировки по созвучию. Таким образом, все изучают иностранные языки, находя в каждом иностранном слове, созвучное слово из родного языка. Но слово запоминается только как звук, без смыслового значения.
  • Приём запоминания смысловых связей. Добавление ассоциации, которая обозначает звучание слова или образа и есть образование смысловой связи. То есть слово, которое мы хотим запомнить: «Линименты» добавляем к нему слово «линии». Таким образом и произошла связь по звучанию, а если построить целое предложение из подобных ассоциаций, то мы и получим смысловую связь.

Очерёдность повторений и систематика

  • Как только вы запомнили образ, тотчас же делайте повторение (мысленное);
  • Последующее повторение (визуальное) повторите через 45-60 минут;
  • Этот день, но спустя 3-4 часа ( визуальное);
  • На следующий день ( мысленное).
бесполезнополезно

Оставить свою реплику

Метки: ,

Рубрика: Практика

Мнение эксперта