Принципы Ямы и Ниямы – йогические заповеди и ключ к магической силе

dakini-1Яма и Нияма в йоге — две начальные ступени, основополагающие морально-этические принципы, представляющие собой пять запретов и пять предписаний, предотвращающих утечку энергии. Эти принципы были описаны в Хатха-Йога Прадипике и сосредотачивают внимание ученика не на страданиях вследствие их несоблюдения, а на ощутимой пользе следования им, которой могут быть даже магические способности.

Принципы Яма и Нияма похожи на заповеди Моисея, что наталкивает на мысли об общем едином источнике возникновения всех этических учений мира. Однако не стоит принимать их за догматы: они не столько заповеди, сколько рекомендации, и скорее советуют практикующему, как не погибнуть на пути от собственной увеличивающейся силы.

Начало пути: Яма, Нияма

Если то, чего нужно стараться избегать – это Яма, Нияма – это то, что следует в себе взращивать. Для успешного развития на духовном пути сначала важно заделать все бреши в своем энергетическом теле, и этой цели служит Яма – контроль, способствующий расцвету внутренних добродетелей. Эти пять предписаний помогают очистить существо от налета омрачений и обнажают его истинную чистую природу – реальность его души. После этого человек может приступать я практике Ниямы, суть которой заключается в чистоте, удовлетворенности, интуитивной интроспекции и созерцании Высшего, невовлеченности во внешнее, а также преданном служении Всевышнему.

Пять принципов Ямы: контроль

1. Ахимса – ненасилие, непричинение вреда, благожелательность.
Это осознанный отказ от причинения вреда чему бы то ни было в этой Вселенной, включая себя и окружающую среду, искоренение склонности обижать и притеснять других, в том числе ради личной выгоды. Желание причинить вред отдаляет нас от Истины и усиливает Эго, отделяя от единства всего сущего. Именно благодаря работе над собой по устранению таких желаний в сердце распускается благожелательность и спокойствие, нужное для медитации.
2. Сатья – отказ от лжи и самообмана, правдивость
Это отказ от желания искажать истину, имеющий грубые и тонкие стороны: истина всегда полезна, в то время как утверждение факта может быть не только полезным, но и иметь пагубные последствия. Если нет способа сказать истину, не причинив вред, лучше молчать. Отказ от самообмана позволяет также научиться распознавать негативные тенденции психики, уводящие от космического сознания. Достижение совершенства в сатье дает магические силы, которые материализуют произнесенные слова.
3. Астейя – нестяжательство, отказ от стремления обладать тем, что не заслужено
Это не только отказ от желания возыметь то, что нам не является нашей собственностью, умение не забирать энергию, это также и отказ от обеспокоенности получением награды за свои труды, стремление не привязываться к результатам. Получение нами результатов деятельности следует полностью доверить Божьему усмотрению, что позволит разуму оставаться совершенно спокойным и не стремиться во вне из себя самого в процессе медитации. Это полная самодостаточность и свобода. Совершенство в астейе позволяет без труда привлекать все необходимые вещи.
4. Брахмачарья – самоконтроль, наполнение Духом
Это осознание себя Душей, тело для которой является лишь инструментом, и контроль всех своих естественных потребностей, в том числе сексуального влечения. Добиться этого можно, направив все усилия на постепенное достижение результата, и научившись перенаправлять любое приятное ощущение вверх, в мозг, осознавая внутреннее чувство удовлетворенности в его вечном источнике, ощущая непреходящее счастье в самом себе. Совершенство в брахмачарье позволяет обрести бесконечную энергию и творческие силы.
5. Апариграха – непринятие, непривязаность к собственности
Это осознание того, что все принадлежит Богу, и даже человеческие тела, деяния и мысли. Отдавая себя полностью Богу в медитации, становится возможным обрести ее плод максимально быстро, а совершенное развитие апариграхи делает возможным вспоминание прошлых жизней: необходимо полностью отказаться от этой личности, войдя в сверхсознание, и тогда душа сможет вспомнить и другие перевоплощения.

Пять принципов Ниямы: саморегуляция, то, куда следует направлять энергию

1. Шаоча – чистота сознания и тела
Чистота необходима для гармонизации как сознания, так и духа. Грязь на материальном уровне притягивает отрицательную энергию, но нечистое сознание еще страшнее. Чистота помыслов же позволяет развить удивительную невинность, свойственную умиротворенному сердцу. Совершенство в шаоче позволяет стать безразличным ко всему, что касается тела.
2. Сантоша – спокойствие и удовлетворенность, принятие всего таким, как есть
Удовлетворенность – великая добродетель, однако это не значит, что нужно стать безразличным ко всему и ленивым. Совершенство в сантоше дает высшую степень блаженства.
3. Тапас – самоограничение и постоянная упорная практика
Это настрой на прием энергии и направления ее на самосовершенствование вместо ее растрачивания. Это – контроль своего невежества и желаний Эго. При совершенстве в тапасе приходят различные магические силы.
4. Свадхья – изучение священных писаний, интроспекция и самоизучение
Интроспекция, развитие ясности и объективности позволяет нам увидеть Бога в себе и в каждом. Практика свадхьи – одна из важнейших на пути духовного развития, и без нее продвижение на пути почти неосуществимо. Совершенство в ней позволяет увидеть тот аспект Бога, на который направлено сознание ищущего.
5. Ишвара Пранидхана – преданность Всевышнему
Преданность означает перенаправление своей любви от объектов материального мира к Богу и посвящение всех своих трудов ему, что является необходимым качеством на пути духовной эволюции. При сильной преданности можно достигнуть цели без каких-либо иных практик, как это происходило со святыми от христианства. Безупречность в преданности позволяет достичь Самадхи — божественного блаженства.

Итоги. Яма, Нияма, Асана, Пранаяма

Воспитывайте честность, трудитесь над эволюцией собственной души, будьте благожелательны и взращивайте покой в своем сердце и сохраняйте его всегда, вне зависимости от обстоятельств, пусть законы ямы, ниямы предписания и сопутствующая им сила всегда живут в вашей душе. Только так Вы сможете достигнуть совершенной умиротворенности, которая не достигается никакой материальной деятельностью. И тогда ничто не сможет сбить Вас с истинного пути, и Божественный Свет, раз открывшись Вам, будет светить Вам всегда.
Двигайтесь дальше. Пусть даже вы не достигли полного совершенства в принципах Яма, Нияма, Пранаяма – йогический контроль дыхания, а также предваряющая его ступень, Асана – позы йоги и физические упражнения – ступени, которые обычно практикуются вместе – также принесут Вам пользу. Постоянно упорно практикуя, Вы сможете пойти еще дальше, овладев остальными ступенями, следующая из которых – Пратьяхара, отвлечение чувств от внешних объектов, а идущая за ней – Дхарана, удержание внимания на объекте медитации. Достигнув предпоследней ступени, которая называется Дхьяна, медитация, трудитесь, пока не придете кСамадхи – последней ступени и плода йоги, что означает осознание абсолютного единства сущего и божественное блаженство.

(+1 рейтинг, 1 голос)

Оставить свою реплику

Метки: , ,

Рубрика: Йога

Мнение эксперта