Сколько богов в мире: много или один?

Богов много или один, решает каждый человек самостоятельно. Здесь невозможно дать совет или доказать, это вопрос веры. У авраамических религий одно убеждение, у сторонников пантеизма – другое. Каждый выбирает по своим воззрениям.

Вначале следует рассмотреть слово «бог» с точки зрения лингвистики. Это слово, конечно, многозначное. В русском языке оно связано с «богатством», «богатый». На еврейском языке это слово означает «сильный» (эль) . Для сочинителей Библии (77 человек по одной из версий) слово «бог» связано с кем-то сильным.

Если понимать какое значение имеет слово «бог» в каждом конкретном случае применения, различию выражений «бог один», «богов много» не стоит придавать большого смысла. Они не противоречат один другому. Когда некоторые унитарии (например, свидетели Иеговы) утверждают, что Христос – не бог, они говорят только о его несхожести с Иеговой. В другом смысле Христос является богом. Каждый читатель этих строк также является сыном Всевышнего. Недаром Гавриил Державин провозглашал в своем сочинении, что он и царь, и червь, и раб, и Бог.

При внимательном чтении Библии становится ясно, что слово «бог» не привязано жестко к Всемогущему создателю, Творцу мира, более того там не требуется сакрализация этого понятия (наименования) . Смысл монотеизма, конечно, не в этом. Религиозно поклоняться нужно лишь одной личности во всем мире – только Иегове, никому кроме него. Лишь он – создатель всего и всех во вселенной, лишь он существует без начала, и будет руководить миром всегда. Таково лингвистическое безгрешное определение монотеизма. Кстати, впервые переход к единобожию был осуществлен в 14 веке прошлой эры в древнем Египте. Всегда в этой державе было множество богов, но однажды фараон Эхнатон выделил одного, Атона, и приказал поклоняться только ему. Длилось это, правда, недолго.

Теперь можно рассмотреть возникновение богов и переход от пантеизма к монотеизму с точки зрения психологии. И начинать надо издалека. Первобытному человеку бог был очень нужен. Ему хотелось иметь над собой некую силу, которая будет заботиться о нем, оберегать от опасностей. В этом отношении современный человек недалеко ушел от предков, остается таким же инфантильным, ждущим любой помощи, не исключая и божьей.

Первобытные люди в те времена проживали небольшими племенами, ордами. Во главе каждого такого коллектива находился единый вожак, повелитель, старший самец. Применяя грубую, жесткую и даже жестокую силу, повелитель руководил своей ордой, все самки племени были в его распоряжении, также более молодые самцы подчинялись ему. Старший самец мог убивать парней, даже своих детей. Соперничества ни в чем он не переносил. В древности уверенно царила патриархальная система.

По мнению ученых, такой порядок постепенно нарушался бунтами сыновей вожака, которые убивали своих повелителей и съедали их тела. Тотемистский клан молодых братьев сменил патриархальную систему. Чтобы не ссориться между собой, братья-победители отказывались от женщин своего племени и вводили экзогамию (браки на стороне) . Начиналась матриархальная система управления. Однако символ Отца не исчезал из орды окончательно, его заменял тотем-покровитель клана, роль которого выполняло какое-либо животное. Это существо символизировало дух и волю вожака племени, Отца. Нельзя было не только убивать это животное, но даже касаться его.

После победы братьев, по мнению Фрейда, память об уничтожении Отца возвращалась в коллективное сознание орды (концепция коллективного бессознательного) . По этой теории последующие поколения на подсознательном уровне чувствовали вину за совершенное убийство, постепенно происходит восстановление патриархата. Отец вновь становится главой рода, но без былого могущества, а тотем вытесняется конкретным божеством с антропоморфным обликом.

По мере развития племена объединяются, образуя большие коллективы. Божества каждой орды также соединяются в иерархии и семьи. В таких семьях какое-то божество становится выше других, начинает повелевать остальными богами. Приходит естественное желание отдать власть одному богу, как это сделал фараон Эхнатон в свое время. Величие первобытного Отца заключено в образе единого бога, к нему верующие испытывают те же чувства, что были к древнему Вожаку племени.

Вопрос – сколько богов в мире решается просто. Все варианты были в истории. И сейчас ничего не изменилось. Пантеисты верят во многих богов, у сторонников монотеизма – один бог, только с разными именами. Пусть каждый живет со своей верой.

(+2 рейтинг, 2 голос)

Оставить свою реплику

Рубрика: Боги

Мнение эксперта