Срединный путь — красота смысла, воплощенная в двух коротких словах
Мудрое предначертание срединного пути
По словам Гаутама Будды, Срединный путь вовсе не является некоей золотой серединой между всеми возможными крайностями (каким стало это определение на Западе, склонном все утрировать и упрощать в угоду более приземленного восприятия). Хотя крайности тоже упоминаются, и рекомендуется не впадать ни в чрезмерную отрешенность, ни в чрезмерную привязанность к земному.
Впервые понятие срединного пути звучит в буддийской «Сутре запуска колеса дхармы». В Буддизме существует четыре основных постулата:
- есть страдание
- у него — определенная причина
- страдание можно прекратить
- для этого есть определенный метод
С этого начинается путь истинного осознания себя, лежащий за гранью страданий и привычной видимости вещей. За гранью иллюзии рождения и смерти. Когда мы познаем сложное в простоте его составляющих — мы познаем самих себя. Срединный путь имеет еще одно название — Восьмеричный путь. Это всеобъемлющее «упражнение духа» для того, кто хочет достигнуть конечной цели просветления. В нем восемь составляющих.
Правильное воззрение. Знание четырех основных истин.
Правильное намерение. Непривязанность к мирским вещам, отказ от насилия и причинения вреда в любых его формах.
Правильная речь. Отказ от грубых и пустых слов, лести, сплетен и прочей грязи.
Правильные действия. Попытка вести себя в соответствии с высшими представлениями о морали, избегая низких и подлых поступков.
Правильный образ жизни. Отказ от деятельности, способной навредить хотя бы одному живому существу.
- Отказ от производства орудий убийства.
- Отказ от рабовладения и торговли живыми существами.
- Отказ поддерживать индустрию веществ, вызывающих привыкание и одурманивание сознания.
- Отказ от изготовления и продажи ядовитых веществ, которые предназначены для убийства.
- Отказ от любых дел, связанных с производством мяса.
Правильное усилие. В нем четыре постулата.
- Усилие к тому, чтобы уничтожить зло, зародившееся в уме.
- Усилие к тому, чтобы не свершилось зло еще не содеянное.
- Усилие к возникновению блага, которое пока есть лишь в намерении.
- Усилие к тому, чтобы процветало благо уже созданное.
Правильная внимательность. Непрерывное самопознание и самонаблюдение.
Правильное сосредоточение. Медитативные практики, направленные на отказ от представления о разделении, где «есть я и есть весь остальной мир». Цель — прийти к освобождению от дуальности.
Идея срединного пути и всех его составляющих лежит НАД крайностями, а не между ними. И главная мысль здесь в том, что «плохое» и «хорошее», как и все прочие дуальные противоположности — это лишь концепции, построенные человеком. По словам Будды, цель данного пути — приведение осознания каждого к истинной природе вещей.
Таким образом, существует еще два важных постулата Восьмеричного пути, обозначенные как «факторы плода». Это способность развитого сознания пройти все этапы трансформации и прийти к истинному видению вещей — такими, какими они являются на самом деле, а не в проекции наблюдателя (Правильное знание).
Правильное освобождение — это логический итог истинного видения и конечная цель практики Срединного или Благородного восьмеричного пути.
Алена Потоцкая
Рубрика: Буддизм

Комментарии (0)
Адрес Trackback | Комментарии по RSS