Теософия: религия нового времени, универсальная наука или познанная, наконец, тайна бытия?
Теософия в переводе с греческого означает божественную мудрость и имеет много общего с гностицизмом и неоплатонизмом. В широком смысле под этим словом понимается познание Всевышнего и медитативная созерцательность, благодаря которым сознание проникает в истинную суть всего. В узком смысле под этим словом понимается учение Е. П. Блаватской, из которого в 70-е – 80-е выкристаллизовалась религия нового века «Нью-Эйдж».
Теософия и эзотерика
Суть теософии заключается в изучении разнообразных религий, философских течений и наук как частей одного целого, как описаний одной и той же истины разными словами. Хотя они и различаются в деталях, их суть одна, они все сходятся относительно самых важных положений, таких как морально-этические нормы, духовные качества, которые нужно в себе взращивать и пороки, которые нужно искоренять. С этой позиции теософия считает христианство, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм и другие религии тождественными. Теософия Аристотеля тоже попадает в систему этого интегрального учения. Для начинающих теософия – это осмысленная модель Вселенной, но для изучивших эту науку она становится фактом. Все знания, которые можно почерпнуть из теософии, проверяются на личном опыте при наличии определенных свойств личности, которые она сама может развить на пути духовного поиска, если этого пожелает. Теология и теософия в широком смысле этих слов близки друг другу предметом изучения, так как обе науки изучают Бога и божественную реальность. Единство Всего Сущего – это и есть теософская истина, которая в теологии выражается понятием Бог. Эзотерика и теософия – также родственные области знания, сходящиеся областью изучения, исследующие скрытую мистическую суть Вселенной и человека.
Теософия Елены Блавацкой
Елена Петровна Блаватская, русская дворянка и гражданка США, путешественница и философ, называла себя саму избранницей великого духовного начала и ученицей братства великих тибетских душ – махатм. Она была проповедником своей идеи теософии. Теософия Блавацкой известна миру как выдающаяся концепция, как наука, синтетическая и чрезвычайно разумная.
В 1985 году в Нью-Йорке Блавацкая со своими соратниками создала Теософское Общество, своей целью обозначившее изучение всех существующих религий и религиозно-философских систем ради нахождения универсальной истины, которая помогла бы человечеству раскрыть тайны собственного сознания, развить мистические силы, понять необъяснимые природные явления. Одной из важнейших целей общества было создание охватывающего весь мир Братства, объединяющего всех людей без различения, будь то женщины или мужчины разных конфессий, рас и цветов кожи. Девизом общества была фраза «Нет религии выше истины», и Блавацкая говорила, что оно не имеет собственной мудрости, которой оно должно держаться и учить, оно – лишь хранилище данных просветленными учителями и посвященными истин.
Теософия Елены Блавацкой впитала в себя знания и учения множества стран и просветленных учителей. Блаватская много скиталась по миру и постигала истину в Египите, Индии, Тибете и других странах мира, а впоследствии открыла филиалы теософского общества в разных странах мира, где приобрела множество последователей.
Теософия в России имела непростую судьбу. Первая попытка основания Теософского Общества произошла в городе Смоленск; в других городах России существовали теософские кружки, которые позже объединились в Российское Теософское Общество. В 1918 году оно было закрыто большевиками, а в 1929 году 16 членов Калужского Теософского Общества, деятельность которого была наиболее активной, были арестованы, что привело к его закрытию. Однако в наши дни было вновь открыто множество эзотерических теософских школ, и в 2011 году Международным Теософским Обществом утверждено создание ложи «София» в Москве.
Блавацкая написала множество книг, такие как «Ключ к Теософии», где в форме вопросов и ответов излагалась суть этой науки, и «Основы Теософии», где обосновывались самые важные и основополагающие стороны учения, единого для всех. Последователями Блавацкой также было написано много книг на тему теософии. «Практическая Теософия» — книга Ч. Джинараджадаса — четвертого президента Международного Теософического Общества, опубликовавшего также «Письма Учителей Мудрости» и написавшего комментарии к ним.
Теософия является проявлением постепенного перехода человечества к новому уровню сознания – таким же проявлением, как Универсология, Био-Информационное Программирование и другие интегральные системы знаний. Постепенный духовный поиск человека приводит его к пониманию единства всего сущего в этом мире, и теософия – венец этого знания.
Рубрика: Теория

Комментарии (0)
Адрес Trackback | Комментарии по RSS