Загадка ассоциативного мышления
Группе людей предложили назвать свои ассоциации к слову «Роза». Каждый написал слова на листке бумаги, и не нашлось двух одинаковых ответов. Оказалось, что ассоциативно-образное мышление у всех разное настолько, насколько неповторим каждый человек. Кто-то сказал «колючая», «прекрасная», «аромат и красота», а кто-то назвал глобальные ассоциации с Космосом и Вечностью.
А в ассоциативной теории мышления психологи данного направления рассматривают образно-ассоциативное мышление как закон притяжения идей. Ни больше, ни меньше. Не случайно самое яркое ассоциативное мышление характерно для творческих людей. Они создают уникальные произведения искусства используя этот простой феномен сознания.
Это не просто набор ассоциаций, которые следуют одна за другой, но даже иногда целостное полотно, когда явление или предмет вызывает в воображении объемные картины. Здесь присутствуют не только визуальные образы, но даже то, что человек чувствовал, когда наблюдал эти картины. Так видение каких-то одних случайных образов порождает целую цепочку ассоциаций и ощущений, как в калейдоскопе.
Мышление в ассоциативной психологии рассматривалось учеными всех времен и порождало многочисленные споры и противодействие приверженцев разных теорий. Еще в 18 веке ученый Д. Гартли (основоположник классического ассоцианизма) вводит в своей книге «Наблюдения за человеком» понятия рефлекса и ассоциации. Смысл этого явления заключается в том, что внешние воздействия «записываются» в нас в виде ассоциаций, и в случае повторного воздействия сходных составляющих, начинает работать «ассоциативная память».
Развитие ассоциативного мышления — зачем и кому это нужно
«Творческому» образному мышлению можно научиться. Ассоциативное мышление лежит вне логики, просто те или иные ассоциации «приходят» сами в ответ на некий образ, картину воображения. Но именно развитие ассоциативного мышления способствует:
- пониманию сути логики и взаимосвязи вещей
- развитию воображения
- пониманию смысловых связей
- укреплению памяти
Упражнения на развитие ассоциативного мышления
- Придумайте сказку или историю. Например, о дереве – как о живом существе. Опишите как оно живет, растет, о чем думает. Как солнце падает на его ствол и рождает тень. Что вы испытываете, прикасаясь к его листьям. Любая история, но почувствуйте ее целостно – не только образы, но все ощущения, мысли в этот момент. Как вы стоите, что видите, каковы эмоции.
- Поиграйте в слова. Придумайте такие цепочки ассоциаций, где предмет должен вызвать ассоциации не предметов, а качества. Например. Дождь – мокрый, радость, свежесть.
- Теперь с тем же словом придумайте «объемную картину». Дождь: улица-лужи-ветер-дом-камин-приглушенный свет-уют-шум дождя за окном.
- Устанавливайте связь между предметами и явлениями, между которыми, на первый взгляд, нет никакой связи.
- Придумайте свои игры ассоциаций с разными словами.
Существует большое количество информации о том, как развивать ассоциативное мышление, но начните с этих простых упражнений. Это откроет для вас иные грани восприятия, поможет эффективнее действовать во многих аспектах своей жизни.
Рубрика: Психология

Комментарии (0)
Адрес Trackback | Комментарии по RSS