Заговоры и заклинания в календарных обрядах

gadanie_na_novyy_god_1

Заговоры и заклинания в календарных обрядах

Заклинательная поэзия – это составная часть календарных обрядов. Как правило, составной частью магических обрядов являлась заговорно-заклинательная поэзия. Согласно использующейся в науке классификации, календарную обрядовую поэзию можно отнести главным образом к заклинательным песням. Например, в обрядах хозяйственной магии употребляются заклинания, которые должны были магическим образом повлиять на рост растений, плодовитость домашних животных и обеспечить общее благополучие. Так, первый посетитель («полезник»), пришедший в дом в Игнатьев день, имитировал звуки домашней птицы, животных. Согласно народным воззрениям, магические слова и звуки должны были способствовать увеличению их приплода в хозяйстве.

Целью исполнения колядок на новый год, в которых подробно описывается полученный крестьянином урожай, было стремление магическим образом при помощи заклинания повлиять на будущее благополучие хозяйства (инициальная магия / магия первого дня). Например:

«Добрый вечер, дядя,
Вставай, чего спишь?!
Будем «пахать» вечер св. Василия.
Пусть плуги будут готовы, борозды вспаханы.
Пусть колосья будут, как воробей,
Пусть пшеница будет, как уголья,
Зерна чтобы были, как горох.
Хэй-хэй!»

Близкое по форме заклинание содержится в лазарской обрядовой поэзии, зафиксированной у гагаузов Болгарии. Основу обряда лазари составляют магические действия и заклинательные песни, направленные на пробуждение природы и обеспечение растений влагой. Первая строчка – вводная, а далее следует магический текст заклинания.

«Пусть придет лазари,
От двора к двору,
Пусть будет урожай!
Пусть придут мальчики,
Пусть придут девочки,
Пусть дети играют.
Пусть останется.
Пусть деревья плодоносят!
Пусть виноградники родят виноград!
Пусть будет плодородие!
Пусть каждый год будут овощи!
Пусть родятся хлеба!
Пусть амбары наполнятся!
Эй! Здесь от нас – да богу в ухо,
Еще больше чтобы было!»

Составной частью обряда «пипируда» являлись обрядовая песня и магические действия с водой, которые были направлены на «вызывание» дождя с целью получения богатого урожая.

«Пипируда-руда!
Лето пришло и прошло.
Аминь, боже, аминь!
Пусть пойдут дожди,
Чтобы выросла пшеница,
Чтобы накормить все живое (на земле).
Пожалей, боже, пожалей всех глупцов на свете,
Пожалей, боже, пожалей всех калек на свете,
Чтобы все наелись,
Чтобы все были сыты!
Пипируда-руда.
Дай, боже, дождь,
Пусть на полях будет грязь.
В квашнях пусть будет тесто.
Дай, боже, дождь!»

Таким образом, характерной чертой гагаузской обрядовой поэзии является ее заклинательный характер и тесная связь песни с молитвой. В отличие от календарного обрядового фольклора, который относится учеными к «песенной заклинательной поэзии», заговоры и некоторые другие жанры классифицируются ими как «заклинательная непесенная поэзия».

бесполезнополезно

Оставить свою реплику

Рубрика: Новости

Мнение эксперта